ТЕХНИКА ЕЗДЫ ПО ДОРОГАМ с различным покрытием. (Подсказки начинающим.)

4 августа 2015

 

       Эта тема для людей с небольшим опытом. Со временем все станет «на автомат», но мозги отключать всё же не надо! На разбитых асфальтированных или залитых гудроном дорогах управлять мотоциклом значительно легче, чем на проселочных и грунтовых дорогах. Однако при дожде, особенно вначале, техника вождения мотоцикла резко изменяется.
Если дорога сухая, это мало влияет на устойчивость мотоцикла, но если дорога мокрая, могут быть случаи заноса мотоцикла, особенно на поворотах. Нельзя резко открывать газ и пользоваться тормозами переднего колеса. При заносе мотоцикла рекомендуется сохранять равновесие, опираясь ногами о землю. И это не постыдно. Вот валяться в грязи – это да.

Особенности езды на мотоцикле по дорогам с плохим  асфальтированным покрытием или мокрым дорогам.

   Наверное, ни для кого не секрет, что в нашей стране дороги отнюдь не отличаются хорошим качеством покрытия. Особенно на периферии. И даже там, где вроде бы положен асфальт, проехать бывает не так то и просто. И хотя управление мотоциклом на таких дорогах все таки полегче чем там, где асфальта вовсе нет, но, тем не менее, у езды по ним имеются свои особенности.

      Когда асфальтированная дорога сухая, то ее плохое качество не несет в себе особенных неприятностей. Естественно, если Вы увидите яму или выбоину в асфальте, то объедете ее. Только и всего. А вот когда дорогая мокрая, то потенциальную опасность Вы можете даже и не заметить. Дело в том, что по краям асфальтового полотна, а также там, где имеются шероховатости или поры на асфальте имеется пыль, которая во время дождя превращается в скользкую грязь, которая может спровоцировать занос мотоцикла даже на небольшой скорости. Особенно опасна дорога, когда дождь только начался. Если на Вашем пути случилась такая неприятность, то не нужно тормозить или резко газовать.

Песок.

На песчаной дороге мотоцикл неожиданно сильно уводит в стороны и его колеса вязнут. Техника преодоления песчаных участков зависит от глубины слоя песка, его влажности и протяженности участка. Преодолевать их тем труднее, чем глубже слой песка и больше протяженность участка.
В сухом глубоком песке колеса мотоцикла зарываются, и песок оказывает большое сопротивление. Поэтому проезжать такие участки рекомендуется с возможно большей скоростью и, не теряя инерции. Число оборотов коленчатого вала двигателя нужно поддерживать повышенным, чтобы иметь некоторый запас мощности двигателя. В зависимости от протяженности участка и глубины слоя песка надо заранее установить соответствующую передачу, чтобы не прибегать к переключению передач на самом песчаном участке, ибо малейшее уменьшение скорости движения может привести к увязанию мотоцикла. Однако при необходимости переключения передач надо, не теряя инерции, быстро переключить соответствующую передачу и обязательно сохранить прежнее число оборотов коленчатого вала двигателя.
Если мотоцикл застрянет в песке, то при трогании с места, необходимо подталкивать мотоцикл ногами или, в крайнем случае, сойти с него и, толкая за руль, выкатить с этого места.
При большой протяженности участка с глубоким слоем песка иногда на первой передаче пробуксовывает заднее колесо. В этом случае центр тяжести надо переместить ближе к заднему колесу и, подталкивая ногами, помочь мотоциклу. Если это не поможет, чтобы не перегреть двигатель, лучше сойти с мотоцикла и на ходу, толкая за руль, выбраться из тяжелого участка, в крайнем случае, можно остановить двигатель и дать ему остыть.
Если на песчаном участке имеются места, поросшие травой, лучше ехать по траве, где колеса значительно меньше погружаются в песок.                    

Техника езды по дорогам из грунта.

Как правило, на грунтовых дорогах встречается очень много подъемов, спусков и поворотов. Ну, и само собой, они не отличаются ровностью и гладкостью,  на них довольно много ямок, выбоин и прочих неровностей. Именно этим и объясняется то, что техника езды по грунтовым дорогам отличается от техники езды по другим дорогам.

При движении по грунтовой дороге, можно двигаться с большой скоростью только тогда, когда поверхность ее ровная. Причем ехать нужно очень аккуратно, потому как неровность или препятствие на такой дороге может возникнуть очень неожиданно, также дорога может резко повернуть в сторону и за этим тоже нужно внимательно следить, чтобы успеть вовремя сбросить скорость и безопасно преодолеть препятствие или поворот. Если же по дороге из грунта ездят мало и если на ней прорастает трава, то нужно быть особенно аккуратным, потому что под травой могут быть скрыты весьма неприятные “сюрпризы”, а процесс торможения по траве труднее ввиду плохого сцепления колес мотоцикла с травой. Помните, что на таких участках, которые покрыты травой, тормозить нужно сначала ножным тормозом с включенным сцеплением, а, когда скорость снизится, использовать оба тормоза, но уже с выключенным сцеплением. Кроме того, здесь рекомендуется всегда быть готовым к тому, чтобы опустить ноги с подножек мотоцикла, если он начнет терять равновесие. Причем если Вы будете предпринимать попытку удержать равновесие мотоцикла с помощью ног, то нужно следить за тем, чтобы ноги не попали между мотоциклом и краем колеи.  Управлять мотоциклом при движении по гравийным дорогам, даже под проливным дождем, значительно легче и менее опасно, чем по любым другим дорогам, вследствие шероховатости поверхности мелкого гравия, обеспечивающей хорошее сцепление покрышек с дорогой. Поэтому при наличии незначительных неровностей можно вести мотоцикл смело и уверенно.
На разбитых участках дороги с большим количеством выбоин, ухабов и выбитого гравия следует быть осторожным, особенно на поворотах. На таких участках много мелкого гравия с острыми углами, который может порезать покрышки (особенно если они мокрые и сильно накачаны), вызвать обрыв цепей при попадании гравия в звездочку и занос колес при резком крутом наклоне мотоцикла на поворотах  На ухабах лучше слегка привстать на подножках и крепко держать руль. Соблюдая это, можно смело и уверенно ехать на повышенных скоростях.

Пыль.

       Если Вы осуществляете движение по дороге, покрытой пылью, то Вам стоит выбрать для движения обочину. Если же ехать по обочине по какой-то причине нельзя, то лучше ехать по колее. Она, хотя на таких дорогах и своеобразная и слой пыли на ней больше, чем в пространстве между колеями, но все же вести мотоцикл по колее легче, потому что под пылью в колее поверхность обычно бывает более ровной.

Если колея очень глубокая и в ней много пыли, то мотоциклист должен очень крепко и ровно держать руль.
На дорогах, покрытых небольшим слоем песка, нередко случается такое, что мотоцикл может заносить. Такие участки лучше всего преодолевать с ходу, не тормозя. При этом желательно чтобы скорость была большая. Ну и само собой, нужно очень крепко держать руль и стараться ехать по прямой траектории.

Входить в повороты на песчаных дорогах рекомендуется, предварительно снизив скорость. Если песчаная дорога сырая, а поверхность ее хорошо укатана, то по ней ехать гораздо проще. Главное быть готовым к тому, что, если вы едете быстро, то препятствие может возникнуть довольно неожиданно. Объезжать препятствие нужно с наиболее выгодной стороны. Если объехать препятствие возможности нет, а тормозить вы уже не успеваете, то нужно резко вывернуть руль, чтобы мотоцикл завалился, главное при этом успеть спрыгнуть с него. Осуществлять вышеописанное следует только в экстремальных ситуациях, если нет другого выхода.  Тренируйтесь на песчаных пляжах, где нет людей!


 Езда по грязи.
 

                           
Особенную сложность представляют проселочные дороги, когда они мокрые. Двигаться по таким дорогам нужно на небольших скоростях с включенными низкими передачами. Газовать нельзя!! Мотас должен ехать «внатяжку» Если на дороге имеются лужи, то их нужно объезжать, а не ехать по ним, потому что в них могут быть ямы, кроме того, что еще хуже, залить двигатель мотоцикла. Будете пихать байк по грязи, а потом сушить. При  движении по грязной дороге нужно избегать забивания дигателя и тормозной системы мотоцикла грязью. В противном случае может ухудшиться охлаждение двигателя и пропадут тормоза.
      Если грязь на дороге очень глубокая, то это напоминает езду по маслу и требует от байкера особенного умения держать равновесие. Старайтесь в таких случаях двигаться только по прямой траектории и не совершайте резких движений руля и туловища, передачи переключайте не резко, а тормозить лучше двигателем, причем очень плавно. В случае заноса будьте готовы удерживать равновесие мотоцикла с помощью ног. Еще нужно быть внимательным в тех случаях, если на дороге имеются глубокие ямы или высокие неровности – избегайте такого неприятного момента, как посадка мотоцикла картером на препятствие. Пробой картера и потеря масла вдали от цивилизации означает «полный аллес», т.е. капец.
Если во время движения по грязи, у Вас начало буксовать заднее колесо, то нужно сесть подальше от руля, чтобы нагрузить заднюю часть мотоцикла. Хотя не исключено, что это Вас не спасет, тогда лучше слезть с мотоцикла и толкать его вручную. Это не стыдно.

Езда по гравийным дорогам.

На первый взгляд может показаться, что ездить по гравийным дорогам на мотоцикле сложнее, чем по асфальтированным. Но на самом деле, это совсем не так. А с точностью наоборот. Гравийные дороги – это те, по которым осуществлять движение легче, чем по каким-либо другим. Причем это касается не только сухой погоды, но и даже тех случаев, когда дорожное покрытие мокрое. Чем же это объясняется? А объясняется это тем, что поверхность таких дорог имеет очень хорошее сцепление с покрышками в виду того, что мелкий гравий имеет шероховатую поверхность, а вода уходит между камушками. Луж почти нет.

Но, несмотря на то, что в целом по гравийным дорогам осуществлять движение на мотоцикле легко и просто, есть на них такие участки, на которых следует быть предельно внимательными и осторожными. Что же это за участки? А такие, где много выбоин, ям, ухабов. Причем опасность на таких участках состоит не только в том, что можно упасть, но еще и в том, что гравий может вызвать повреждение мотоцикла . А падение может разорвать даже экипировку. Если же её нет, представьте, что будет с вашим драгоценным телом. Помните! Экипировка очень полезна, не пренебрегайте ей и не жалейте на неё денег! Здоровье дороже! Не надо кататься в майке, труселях и шлёпанцах. И чтобы ничего подобного не произошло, нужно внимательно смотреть на дорогу, выбирая для движения оптимальный участок и скорость.
При преодолении ухабов рекомендуется, держа крепко руль, немного привставать.

 

Эта небольшая статья предназначена для новичков, и мы надеемся, что она окажется полезной для них. И вы будете здоровеньки и нам работы по ремонту вашего мотоцикла меньше.

Удачи на дорогах! МСС Моторс

                 

 


 


Вернуться на уровень выше