Выбор мотошлемов

1 ноября 2015

Современное дорож­ное движение заставляет любого здравомыслящего байкера крепко призаду­маться о выживании. Плот­ный трафик, все более агрессивная езда в со­четании с низкой культурой вождения приводят к устра­шающим результатам. Все больше людей во избежание пробок и толкотни в общественном транспорте пересаживаются на скутеры и мотоциклы. Медицинская статистика говорит, что наибольшее ко­личество аварийных случаев с тяжелыми последствиями и смертельным исходом свя­заны с черепно-мозговыми травмами. Мозг - центр не­рвной системы, его поврежде­ние влечет за собой инвалид­ность или смерть. Даже самые мелкие травмы головы редко проходят бесследно. Увы, не сразу, иногда даже незаметно. Но защищать нужно не только мозг. Нередко, даже при безаварийной езде, страдают глаза: достаточно мелкому ка­мешку вылететь из-под колес впереди едущей машины. Да что камешек! Обычная муха, попавшая в глаз во время движения, надолго обеспечит дискомфорт и запросто может стать причиной аварийной ситуации. Наиболее эффективным спо­собом защиты головы от травм был и остается шлем. Кроме того, современный шлем очень эргономичен и эстетичен. Этот предмет мотогардероба давно уже стал неотъемлемой частью имиджа. Байкер в классном шлеме, да еще с темным визором, выглядит очень круто! Но тёмный визор тоже нельзя применять бездумно. Ночью – опасно!

               Как устроены мотошлемы?

В хорошем  мотомагазине полки пестрят шлемами, как витрины елочными игруш­ками во время новогодних праздников. Если вам кажет­ся, что Schuberth - это компо­зитор, a Suomy - северно-европейская народность, то не помешает небольшой ликбез по экипировке.

  Фирм, производящих мото­циклетные шлемы, великое множество. Как сделать правильный выбор и не рас­теряться в обилии моделей и марок?

     Для начала рассмотрим конструкцию шлема. Устро­ены все они по одному при­нципу:

• внешняя твердая обо­лочка предохра­няет содержимое, в том числе твои мозги,

от повреждений твердыми предметами, тре­ния по поверхности дороги при падении и прочее. Это первый барьер от повреждений и для сохранения головы. И уменьшения кинетической энергии при ударе.

• внутренняя специальная дефор­мируемая прослойка распределяет энергию, не поглощенную      корпусом, и за счет сжимания гасит ее;

• Очень важны подбородочный ремень и внутренние по­душечки, не позволяющие шлему слететь с головы. Внимательно и придирчиво выбирайте надежные замки. Плотно застёгивайте и перепроверяйте застежку перед поездкой!

• Забрало (визор), убере­гающее глаза от летящих предметов, осадков, ветра и на­секомых. Тонированное стекло спасет от ярких бликов летом, но становятся сильной помехой в сумерки и особенно ночью. Корпус шлема бывает двух видов: клееный - (полимер­ные волокна, стеклоплас­тик, карбоновое волокно, кевлар) и литой из пласти­ков под давлением - (поли­амиды, полиэтилены. АБС-пластики и т.п.). Шлемы с клееным корпусом наиболее надежные, но и самые дорогие. Мно­жество слоев прочной тка­ни проклеивают специаль­ными смолами, зачастую - вручную.                      Многослойные шлемы, как правило, тяжелее однослой­ных, литых. Исклю­чением являются карбоновые шлемы, склеенные из углеволок­на. Вес карбонового шлема-ин­теграла - около 900 грамм.

Считаются лучшими по прочности и весу, ну и красоты, конечно.

   Шлемы с литым корпусом достаточно легкие, такой интеграл весит 1300-1400 г. За счет более простой техно­логии изготовления литые шлемы дешевле клееных. . При изготовлении корпуса в нем сразу оставляют каналы для вентиляции - обычно на под­бородке, макушке и затылке.

Внутренность шле­ма изготовлена из вспенен­ного пластичного материала (полистирола или стирофор­ма). Его свойства таковы, что при ударе он деформируется, то есть сжимается, и замедля­ет движение головы внутри шлема, тем самым смягчая удар. При этом, сжавшись, оболочка уже не расправится. Даже незначительный удар при легком падении может снизить защитные качества шлема, и в следующий раз он отработает хуже. Шлем - од­норазовое средство. После удара его желательно заме­нить!

Для комфортного ношения и эффективной вентиля­ции шлема предусмотрена подкладка - мягкая, легко продуваемая материя. В боль­шинстве случаев она легко снимается для стирки.

         Разновидности шлемов

Но как вы­брать приемлемый по цене, удобный и, главное, обес­печивающий необходимую защиту?

Разнообразие конструкций шлемов можно объединить в несколько групп. Наиболее легкий по весу и простой по конструкции - открытый шлем, зачастую с козырь­ком. Такой головной убор прикрывает голову только до ушей, обеспечивая минимальную защиту своему владельцу. Зато в нем можно разговаривать, есть и пить. Такие шлемы предпочитают байкеры на чопперах, круи­зерах и кастомах, соглашаясь на них, скорее, как дань сти­лю, нежели реальную защиту.

Надо заметить, нет разницы, с чего ты упал - со скутера, крутого чоппера или спортбайка. Рисковать потерей зубов, по­явлением синяков и ушибов в пол-лица в угоду стилю? Оно тебе надо? У западных байкеров есть поговорка: «Экипи­ровка для падений, а не для понтов».

Более серьезную защиту обеспечивает шлем, прикрывающий 3/4 головы или полулицевой. Такие шлемы, помимо козырька, могут комплектоваться визором. Преимущества те же, что и у открытых шлемов, но защита уже гораздо выше. Люди с плохим зрением могут спо­койно одеть под такой шлем очки. У дорогих моделей этого типа визор прикрывает практически все лицо.

    Кроссовый шлем спро­ектирован для езды по бездорожью. Конструкция с вынесенной вперед защитой подбородка обеспечивает хо­рошую вентиляцию и предохраняет от травм. Шлемы этого типа снабжаются развитым козырьком для защиты от летящей грязи. С таким шле­мом используют специальную маску-очки, наподобие гор­нолыжной. Его предпочитают водители жестких эндуро, мо­тотуристы, путешествующие по бездорожью, спортсмены, занимающиеся внедорожным мотоспортом и мототриалом. В последнее время появ­ляется все больше кроссовых шлемов, снабженных визо­ром. Они сочетают в себе достоинства кроссового и шлема-интеграла, пользуясь заслуженным уважением во­дителей эндуро-туристов.

      Максимальную защиту обеспечивают шлемы, закры­вающие голову целиком, - так называемые шлемы-интегра­лы. Помимо защитных качеств, они обладают и максималь­ными аэродинамическими свойствами. Шлемы такого типа используют гонщики MotoGP и простые владельцы спорт-байков. Они самые дорогие. Кроме гарантии высокой степени защиты, перед производителем стоит сложная задача создания системы вентиляции и по­нижения шумности шлема, возникающей при высоких скоростях. Предотвращения запотевания визора - еще один момент, который нужно учитывать. «Ложкой дегтя» для интеграла является про­блематичность ношения очков. Да и в жаркую погоду вентиляции часто бывает недостаточно.

         Достойную, на уровне ин­теграла, защиту и комфорт полулицевика обеспечивает шлем-модуляр. Его конструкция позволяет поднять или откинуть подбо­родочную дугу вместе с забралом, открывая лицо. Пре­имущества данного элемента экипировки очень ценят мо­топутешественники. Степень защиты модуляра несколько ниже, чем у интеграла: при сильном ударе, особенно сбоку, подвижная часть может вылететь из креплений. Тем не менее, такие шлемы стано­вятся все более популярными. Совсем недавно появился еще одна разновидность модуляров. Такие каски пу­тем нехитрых манипуляций можно модифицировать из интеграла в полулицевой или даже открытый шлем. Под­бородочная дуга может быть заменена на летний, более вентилируемый вариант, или полностью удалена. Также снимаются визор и защитный козырек. Конечно, такая многофунк­циональность снижает степень защиты. Крепления сменной детали могут не выдержать сильного удара. Но производи­тели продолжают работать над усовершенствованием этого типа шлемов.

Для комфортного ношения рекомендуем надевать под­шлемник (балаклаву, такую тонкую шапочку - маску). В холод он предохранит от замерзания и прикроет открытую шею, а в жару не даст поту и грязи пачкать подкладку шлема.

                       Что выбрать?

Тем, кто любит «отжечь» на всю катушку и передвига­ется очень активно, а также не брезгует стант-трюками, лучше всего подойдет шлем-интеграл. Для курильщиков и мотопуте­шественников хороши флип-апы и модуляры. Ну а крос­совый шлем - для любителей бездорожья.

Выбрать шлем, соответству­ющий внешнему виду мотоцикла и подходящий под стиль езды - это пол дела. Важно еще качество, которое будет обеспечивать реальную защиту. Обилие шлемов ма­лоизвестных брендов, а то и вовсе подделок, привлекает низкой ценой. Но сэкономив на покупке такого товара, ты рискуешь выложить намного больше денег за извлечение пластиковых кусочков из-под кожи и пластическую операцию. Шлем должен защищать голову, и не стоит на этом экономить. Впрочем, это не значит, что нужно садиться на жесткую диету и копить на топовый интеграл Arai. Достаточно добро­тного шлема средней ценовой категории.

Официальный производи­тель мотоэкипировки продает шлемы, прошедшие специальное тестирование. На ремешке такого шлема есть белая нашивка с буквой «Е» в кружочке и рядом много мелких цифр. Цифра после литеры «Е» указывает на страну произво­дителя. 1 - Германия. 2 - Фран­ция. 5 - Италия. 22 - Россия и так далее.

            Пару слов о «китайцах».                      

Шлемы, изготовленные «жел­тыми» производителями, не используются европейскими и американскими байкерами. И в продаже там их не встретишь. Никаким требованиямо ни не соответствуют. Наши же при­лавки пестрят названиями ти­па Avai, NHK или собственных «брендов» типа PHOENIX. Так­же продавцы китайских скуте­ров лепят наклейки с брендами скутеров, которыми они торгу­ют, на безымянные китайские шлемы (пример - SkyMoto). Для видимости ещё туда –сюда –

пойдёт, для сохранения здоровья и безопасности – нет.

Качество пластика китайс­ких аппаратов уже ни для кого не секрет. Вот и для шлемов на маленьких китайских заводи­ках не станут мудрить с качес­твом, изготавливая свой товар из самых дешевых пластмасс.

В данной ситуации дешево купить - значит много потра­тить потом. Крепления стекол и застежки-фиксаторы плохо застегиваются и легко отсте­гиваются. Самопроизвольно. Поведение такого шлема при ударе предсказать невозможно. Он может просто расколоться на две половинки от малейше­го сотрясения, разлетевшись при этом на множество острых осколков. Также неизвестен материал визора - мало того, что быстро мутнеет, так еще дает множество бликов. В дождь такой визор попросту бесполезен. Капли не вытира­ются даже тряпкой, оставляя разводы, Крышечки, прикрывающие вентиляционные отвер­стия, либо не работают, либо быстро ломаются.

                 Далее…

    Чтобы померить шлем, надо взять его за ремни. Удерживая их возле точек крепления забралом к себе. С усилием раз­вести ремни в стороны. Надеть шлем и отпустить ремни, застегнув их и подогнав по размеру. Под­вигать шлем влево-вправо и вперед-назад, походить в нем некоторое время, закрыть-открыть забрало. Если носите очки - примерьте их. Шлем должен не двигаться на голове, а сидеть, как влитой, не вызывая при этом дискомфорта. Если шлем болтается на голове или сваливается при расстегнутом ремешке, он велик. При езде в него будет задувать ветер, а в слу­чае аварии он может запросто провернуться или слететь с головы. Проехав же пару сотен километров в маленьком шлеме можно заработать хорошую головную боль. Перед тем, как снять шлем, снова разведите ремни в стороны.

Первое впечатление от пра­вильно подобранного нового шлема: немного маловат. Но, походив несколько минут, ты обнаружишь, что эластичные вкладыши приняли форму головы и уже нигде не жмут.

И в заключение: храните свой шлем бережно, это продлит срок его службы. Большинс­тво производителей предла­гает специальный мешочек в комплекте. Пользуйтесь им! Не стоит вешать шлем на руль и класть на бензобак. Обидно будет если он просто упал на асфальт с руля или седла. Даже если удар был не настолько сильный, чтобы повредить корпус, его может оказаться вполне достаточно для того, чтобы поцарапать краску или стекло. Только самые доро­гие модели шлемов имеют поверхность, стойкую к меха­ническим воздействиям. Даже пары бензина могут нарушить качество краски и начинки шлема, а значит, и сущест­венно снизить их защитные свойства.

Всегда надевай шлем, даже если выезжаешь только за ворота гаража! Очень часто аварии происходят именно в коротких поездках, когда их меньше всего ожидаешь. И помни: шлем действительно спасает жизнь!

А вот приблизительный перечень известных компаний, производящие шлемы:

Лидеры индустрии про­изводства шлемов - AGV (Недавно объединился с Lazer и MDS), Arai, Shoei, Suomy, Schuberth, Shark.

Icon, HJC, IXS, Dainese, X-lite (призводство Nolan Group) - стараются во всем не отстать от лиде­ров, в том числе и в цене.

AFX, Airoh, Caberg, KBC. Marushin, MHR Helmets, Nolan, Uvex, NZI, OGK - шлемы качественные, бы­вают вполне недорогие.

ROOF, Momo и BMW Helmets - качественные и экстравагантные шлемы.

           Как выбрать свой размер

В первую очередь надо узнать «объем» головы. Для этого измеряется максимальная горизонтальная окружность - примерно над бровями и ушами. По результатам измерений смотри размер шлема в таблице.

                        Окружность головы, см    

                49-50  51-52  53-54 55-56              57-58     59-60    61-62    63-64

                     Соответствующий размер шлема 

        XXXS             XXS       XS          S            ML          L            XL          XXL

 

Данная таблица универсальна, а потому не идеальна. Свои нюансы в размерах есть у каждого производителя. хотя бы потому, что некоторые фирмы для всего диапазона размеров используют один корпус, другие же - минимум три. Лучше всего руководствоваться фирменными таблицами изготовителя шлемов. Их можно найти на официальных сайтах компаний. Помни, что еще шлемы могут быть разной глубины и по-разному прикрывать подбородок. Так что без примерки все равно не обойтись.

Удачи на дорогах! МСС Моторс.

В. Примаков. 


Вернуться на уровень выше